Пятница, 03.05.2024, 10:48
Бабанов Сергей Анатольевич
 
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА

ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

…Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал…

 В. Высоцкий

Если говорить обо мне, то  прочитанная  книга Е. А. Ямбурга «Школа и её окрестности», очень точно отражает веяние современности. Е. А. Ямбург  говорит о задачах школы. Вот одна из них

«…готовить  современного человека к жизни, который может адекватно ответить на вызовы нового тысячелетия , не боясь на себя принимать  нестандартные решения и брать ответственность за их реализацию…»

Согласитесь, слова Ямбурга, так или иначе, описывают  портрет выпускника средней школы.

С введением ФГОС, я выделил для себя несколько основных направлений

- создать условия, в которых ребёнок сам добывает знания (т.е. научить его учиться)

- помочь ребёнку ориентироваться в различных ситуациях т.е. научить преодолевать и решать трудности

- для правильного восприятия ребёнком действительности необходимо расширить его воображение т.е. развивать творчество

Решить это можно, конечно, и на уроках физической культуры.  Но эффективность уроков, на мой взгляд, повысится с  введением в программу нового раздела по физической культуре, который бы значительно повысил интерес  к урокам и решил бы  одновременно воспитательные, образовательные ,оздоровительные и спортивные задачи.

Вопрос.

-Какой это должен быть вид спорта,  который будет способствовать формированию  универсальных учебных  действий  и развитию гармоничной  личности?

Я рассматриваю  таким видом спорта - туризм. Почему именно туризм? Объясню…

В последнее время в средствах массовой информации много говорится о видах  «экстремального» спорта, различные многодневные «трофи рейды», шоу с элементами выживания в естественной среде. Школьники  значительно проявляют интерес к такому роду деятельности. Поэтому одним из вариантов,  как наиболее доступным для школы может стать туризм.

К тому же, ни для кого ни секрет, что современные школьники постоянно находятся в положении опека­емых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали молотка в руках. Иногда в походе мальчик не знает, что у него в рюкзаке, потому что собирала его мама, к сожалению, весьма распространено мнение, что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. А наукой доказано обратное:  для полноценного развития человеку  необходим дефицит жизненных благ, некоторая дискомфортность условий жизни.

Отправившись в поход, дети фактически вступают в то новое со­циально-экономическое образование - временное сообщество семейного типа, у которого большое и сложное хозяйство. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. И здесь результаты труда не растворяются в каком-то абстрактном понятии ~ «для пользы общества», они нужны конкретному Сереже, конкретной Тане. По сути, это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, добровольно поставленных перед собой.

Представлю свой опыт работы по теме

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА»

В  своей   работе я  апробирую программу  «Туризм» на  уроках  физической  культуры педагогов из Белгорода Маховых . С 2010 года в  5  классах включаю элементы спортивного туризма, за счет вариативной части.

В 5-9 классах на вариативную часть в программе отводится до 14 часов. Этого времени достаточно, чтобы познакомить учащихся  с такими разделами, как:

«Основы туризма»,  в котором  знакомлю  учащихся с историей развития туризма, правилами поведения туристов, техникой безопасности в классе, в спортивном зале и на местности.

Раздел  «Походная подготовка», позволяет мне - формировать  первоначальные туристские умения по организации быта в полевых условиях: установка палатки, ориентирование  по компасу, укладка  рюкзака, а  также  развивать   личностные, предметные и  метапредметные умения.

Например  выполняя  задание «Установка  палатки»  развивается  целый  ряд  умений: работать по  плану, прогнозировать  результат своей  работы, выбирать  наиболее  эффективные  способы  решения проблем, создавать  алгоритм  действий,  оценивать  результаты,  договариваться   и  помогать друг  другу.

Раздел  «Обучение преодолению туристских препятствий»  начинаю  с преодоления препятствий без использования специального туристского снаряжения.  Предусматриваются задания, которые требуют от учащихся проявление ловкости,  координации,внимательности,  сообразительности и творчества.

Например « Переправа  по  бревну» развивает  следующие метапредметные умения: контролировать свою деятельность, вносить корректировки в план  своих действий, способность к  мобилизации сил и энергии в преодолении  препятствий.

В разделе  «Оказание первой доврачебной помощи» обучаю детей  разнообразным способам  переноски пострадавшего, оказание помощи при травмах. Данный  раздел в полной  мере   развивает  личностные  и коммуникативные  умения.  Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, т.е. при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен.

Известный русский деятель народного образования В.П. Вахтеров еще в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам  действует».

А мои занятия по туризму подтверждают эту формулу. В туристском походе мои ребята переносят тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Они умеют оказывать помощь пострадавшему,  делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Моих туристов  не тревожит отсутствие крыши над головой — они  сумеют организовать свой ночлег.  Их не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования  по компасу,  местным предметам, звездам, солнцу, они  уверенно найдут правильный путь. Туристам  не страшны ни холод, ни жара! У нас есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хоро­шее снаряжение».

Главное, когда  дети  многое узнают  и увидят, крепче любят  свой край, свою землю. В туристических походах  оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии.

Реализуя  данную  программу,  я могу  с уверенностью  сказать,  что:

-туризм - мощное средство идеологического воспитания школьников, так как  непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы  патриотизма;

- туризм  как средство физического воспитания и физиологического развития создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей и активного отдыха на природе.

-а также является благоприятной  сферой общения учащихся

- великолепным, чудодейственным  средством  воспитания основы основ – трудолюбия. По личным наблюдениям я вижу, что для ребят труд постепенно становится  радостной потребностью.

Таким  образом:

 - уроки с элементами туризма  развивают знание  моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения (личностные), способность  ученика самостоятельно ставить учебные  цели (регулятивные), проектировать пути их реализации (познавательные),  умело  взаимодействовать  со сверстниками и взрослыми .(коммуникативные)

Проведённые  исследования 

В 2014 году я провел сравнительный  мониторинг.

Экспертная оценка показала, что в экспериментальных классах  ребята быстрее и правильнее выполняли большинство предъявляемых задания. Наиболее достоверные различия оказались при выполнении заданий «Преодоление препятствий разными способами», «Движения группы по маршруту» и «Оказание первой доврачебной помощи и транспортировка  пострадавшего». Результаты мониторинга представлены на диаграмме.

Полученные результаты  позволяют сделать вывод:  знания, умения и навыки, приобретенные в результате внедрения методики «Профессионально-прикладная подготовка на уроках физической культуры средствами спортивного туризма» позволят, повысить эффективность уроков физической культуры по всем направлениям.

К тому же, согласитесь, мальчишки и девчонки, владеющие туристическими навыками, в жизни практичнее и собраннее, надежнее и вернее в отношениях со сверстниками. Я  вижу, как меняются ребята  после участия в туристических слетах. Данные навыки помогут им в дальнейшей взрослой жизни. С ними будет уверенно и спокойно в трудных ситуациях.


 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz