ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
…Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал…
В. Высоцкий
Если говорить обо мне, то прочитанная книга Е. А. Ямбурга «Школа и её окрестности», очень точно отражает веяние современности. Е. А. Ямбург говорит о задачах школы. Вот одна из них
«…готовить современного человека к жизни, который может адекватно ответить на вызовы нового тысячелетия , не боясь на себя принимать нестандартные решения и брать ответственность за их реализацию…»
Согласитесь, слова Ямбурга, так или иначе, описывают портрет выпускника средней школы.
С введением ФГОС, я выделил для себя несколько основных направлений
- создать условия, в которых ребёнок сам добывает знания (т.е. научить его учиться)
- помочь ребёнку ориентироваться в различных ситуациях т.е. научить преодолевать и решать трудности
- для правильного восприятия ребёнком действительности необходимо расширить его воображение т.е. развивать творчество
Решить это можно, конечно, и на уроках физической культуры. Но эффективность уроков, на мой взгляд, повысится с введением в программу нового раздела по физической культуре, который бы значительно повысил интерес к урокам и решил бы одновременно воспитательные, образовательные ,оздоровительные и спортивные задачи.
Вопрос.
-Какой это должен быть вид спорта, который будет способствовать формированию универсальных учебных действий и развитию гармоничной личности?
Я рассматриваю таким видом спорта - туризм. Почему именно туризм? Объясню…
В последнее время в средствах массовой информации много говорится о видах «экстремального» спорта, различные многодневные «трофи рейды», шоу с элементами выживания в естественной среде. Школьники значительно проявляют интерес к такому роду деятельности. Поэтому одним из вариантов, как наиболее доступным для школы может стать туризм.
К тому же, ни для кого ни секрет, что современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить макароны, не держали молотка в руках. Иногда в походе мальчик не знает, что у него в рюкзаке, потому что собирала его мама, к сожалению, весьма распространено мнение, что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку необходим дефицит жизненных благ, некоторая дискомфортность условий жизни.
Отправившись в поход, дети фактически вступают в то новое социально-экономическое образование - временное сообщество семейного типа, у которого большое и сложное хозяйство. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. И здесь результаты труда не растворяются в каком-то абстрактном понятии ~ «для пользы общества», они нужны конкретному Сереже, конкретной Тане. По сути, это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, добровольно поставленных перед собой.
Представлю свой опыт работы по теме
«ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА»
В своей работе я апробирую программу «Туризм» на уроках физической культуры педагогов из Белгорода Маховых . С 2010 года в 5 классах включаю элементы спортивного туризма, за счет вариативной части.
В 5-9 классах на вариативную часть в программе отводится до 14 часов. Этого времени достаточно, чтобы познакомить учащихся с такими разделами, как:
«Основы туризма», в котором знакомлю учащихся с историей развития туризма, правилами поведения туристов, техникой безопасности в классе, в спортивном зале и на местности.
Раздел «Походная подготовка», позволяет мне - формировать первоначальные туристские умения по организации быта в полевых условиях: установка палатки, ориентирование по компасу, укладка рюкзака, а также развивать личностные, предметные и метапредметные умения.
Например выполняя задание «Установка палатки» развивается целый ряд умений: работать по плану, прогнозировать результат своей работы, выбирать наиболее эффективные способы решения проблем, создавать алгоритм действий, оценивать результаты, договариваться и помогать друг другу.
Раздел «Обучение преодолению туристских препятствий» начинаю с преодоления препятствий без использования специального туристского снаряжения. Предусматриваются задания, которые требуют от учащихся проявление ловкости, координации,внимательности, сообразительности и творчества.
Например « Переправа по бревну» развивает следующие метапредметные умения: контролировать свою деятельность, вносить корректировки в план своих действий, способность к мобилизации сил и энергии в преодолении препятствий.
В разделе «Оказание первой доврачебной помощи» обучаю детей разнообразным способам переноски пострадавшего, оказание помощи при травмах. Данный раздел в полной мере развивает личностные и коммуникативные умения. Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, т.е. при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен.
Известный русский деятель народного образования В.П. Вахтеров еще в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует».
А мои занятия по туризму подтверждают эту формулу. В туристском походе мои ребята переносят тяжести: рюкзак в этом — главный учитель. Они умеют оказывать помощь пострадавшему, делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Моих туристов не тревожит отсутствие крыши над головой — они сумеют организовать свой ночлег. Их не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования по компасу, местным предметам, звездам, солнцу, они уверенно найдут правильный путь. Туристам не страшны ни холод, ни жара! У нас есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение».
Главное, когда дети многое узнают и увидят, крепче любят свой край, свою землю. В туристических походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии.
Реализуя данную программу, я могу с уверенностью сказать, что:
-туризм - мощное средство идеологического воспитания школьников, так как непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы патриотизма;
- туризм как средство физического воспитания и физиологического развития создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей и активного отдыха на природе.
-а также является благоприятной сферой общения учащихся
- великолепным, чудодейственным средством воспитания основы основ – трудолюбия. По личным наблюдениям я вижу, что для ребят труд постепенно становится радостной потребностью.
Таким образом:
- уроки с элементами туризма развивают знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения (личностные), способность ученика самостоятельно ставить учебные цели (регулятивные), проектировать пути их реализации (познавательные), умело взаимодействовать со сверстниками и взрослыми .(коммуникативные)
Проведённые исследования
В 2014 году я провел сравнительный мониторинг.
Экспертная оценка показала, что в экспериментальных классах ребята быстрее и правильнее выполняли большинство предъявляемых задания. Наиболее достоверные различия оказались при выполнении заданий «Преодоление препятствий разными способами», «Движения группы по маршруту» и «Оказание первой доврачебной помощи и транспортировка пострадавшего». Результаты мониторинга представлены на диаграмме.
Полученные результаты позволяют сделать вывод: знания, умения и навыки, приобретенные в результате внедрения методики «Профессионально-прикладная подготовка на уроках физической культуры средствами спортивного туризма» позволят, повысить эффективность уроков физической культуры по всем направлениям.
К тому же, согласитесь, мальчишки и девчонки, владеющие туристическими навыками, в жизни практичнее и собраннее, надежнее и вернее в отношениях со сверстниками. Я вижу, как меняются ребята после участия в туристических слетах. Данные навыки помогут им в дальнейшей взрослой жизни. С ними будет уверенно и спокойно в трудных ситуациях.
|